Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
[CALENDAR_TITLE]
[CALENDAR]

Главная » » Регистрация » ВходСреда
09.07.2025
11:54
Главная » 2014 » Март » 21 » Исфахан: персидские ковры ручной работы
08:44
 

Исфахан: персидские ковры ручной работы

Город Исфахан, древняя столица Персии, а ныне административный центр одноименной провинции, расположенной в центре Ирана, славится своими древними традициями ковроделия.

Новый расцвет исфаханского ковроткачества наступил в XVII—XVIII века, когда при династии Сефевидов Исфахан стал столицей Персии. Шахи из династии Сефевидов привлекли в свою столицу лучших мастеров художественных ремесел — росписи тканей, орнаментального золотого и серебряного шитья, ковроткачества. При Сефевидах сложились основные дизайны персидских ковров в целом, и исфаханских ковров в частности. Современные персидские ковры из Исфахана остаются образцом совершенного ковроткачества и поражают красотой людей из самых разных стран, в том числе, из России.

Материалы, используемые для изготовления ковров в Исфахане

В Исфахане для изготовления ковров ручной работы в основном используют овечью шерсть, реже — шерсть с шелком. Шерсть поставляется из провинций Керман (юго-восток Ирана) и Керманшах (запад Ирана), а также из Австралии.
Основа и уток исфаханских ковров – хлопок, или шелк.

Особенности дизайна и орнаменталистика исфаханских ковров

Персидские ковры произведенные исфаханскими мастерами имеют свой неповторимый дизайн и многие ценители ковров считают исфаханские ковры эталоном классического персидского ковроткачества. Сегодня дизайн для исфаханских ковров создается мастерами Академии изящных искусств Исфахана, действующей с 1935 г. Наиболее известными дизайнерами исфаханских ковров являются академики Иса Бахадори, Ростам Ширази и Хушанг Джезизаде. Из народных мастеров-дизайнеров наиболее авторитетными считаются Устад Арчанг, Хадж-Ака Имами, Хадж-Моссаверолмолки и их ученики — Джафар Раштиян и Аббас Карбасиюн.

К наиболее распространенным дизайнам ковров из Исфахана относятся:

Шах-Аббаси лачак-торандж — ковер с медальоном в центре поля, треугольниками по углам основного поля с орнаментом из цветков Шах-Аббаси.

Дерахти хейвандар — сюжетный ковер с изображением Древа жизни, цветочных ваз, птиц, диких зверей и парнокопытных в лесу. Этот дизайн также известен под названием «джангали» (перс. ????? — лес).

Ислими лачак-торандж — центральный медальон с треугольниками в окружении арабесок.

Шах-Аббаси афшан — орнамент из крупных и ярких цветков Шаха-Аббаса, листьев и бутонов, равномерно расположенных по основному полю ковра, ковер без центрального медальона.

Хандаси лачак-торандж — геометрический дизайн на основе композции лачак-торандж с медальоном, треугольниками по краям поля и арабесками, имитирующими мозаику архитектурных сооружений эпохи Сефевидов.

Тасвири — медальоном картинных ковров служит изображение известных архитектурных сооружений (мечеть Шейха Лутф-Аллаха (первая половина XI в.), Мечеть Имама (XVII в.), медресе «Чахарбаг», мост «Чехельсотун») или личностей, в основном классиков персидской поэзии (Рудаки, Фирдоуси, Хайям, Саади, Хафиз и др.). В таком ковре орнамент бордюра декорируется наиболее известными изречениями личности, изображенной в центре ковра, исполненных персидской вязью. Иногда орнамент имитирует произведения других художественных ремесел — росписи тканей, орнаментального золотого и серебряного шитья.

Орнамент персидских ковров из Исфахана бывает в основном растительным. Одним из распространенных приемов его изображения является светотеневая (условно-объемная) проработка рисунка, позволяющая без труда узнать растение.

Второй прием использования в рисунке ковра растительных форм заключается в плоскостном изображении мотивов. Плоскостное изображение позволяет выявить структурную красоту силуэта каждой отдельной детали, предельно обобщить форму растения и отразить самые характерные его признаки. Плоскостному решению соответствует и распределение цвета в мотиве. Каждая деталь решенная в плоскости орнамента имеет локальный цвет.

Персидский ковер Исфахан в дизайне бутэ

Характерные особенности исфаханских ковров

Растительный орнамент из цветков Шах-Аббаси.
Узор, составленный из абстрактных цветов, которые перемежаются с ветками и листьями по краям и всему полю ковра в виде арабесок и орнаментов «хатаи» (перс. ?????), состоящих из преплетения цветов, листьев и бутонов, характерных для архитектурных сооружений эпохи Сефевидов (мечети Шейха Лутф-Аллаха (первая половина XI в.), Мечети Имама (XVII в.), медресе «Чахарбаг», мост «Чехельсотун»).

Сочетание дизайнов «Шах-Аббаси» и «афшан» — россыпь цветов «шах-аббаси» по всему полю ковра, соединенных арабесками «ислими».

Колористика исфаханских ковров

Красители, используемые в исфаханских коврах двух категорий — натуральные, реже синтетические.

Натуральные красители получают из минеральных и животных источников. Наиболее распространены растительные красители. Для приготовления натуральных красителей в основном используют индиго (перс. ??? — нил), гранатовую кожуру, ореховую скорлупу, марену красильную (перс. ????? — рунас), резеду желтенькую (Reseda Luteola, перс. ????? — аспарак), виноградный лист, кармин.

Цвета ковров с натуральными красителями отличаются утонченностью, приглушенностью, разнообразием тонов. Для улучшения стойкости цвета ковров используются специальные морилки.

Синтетические красители в изготовлении исфаханских ковров стали применяться относительно недавно: с предпоследней декады двадцатого века. Синтетический красители значительно дешевле натуральных и не «текут», но имеют существенный эстетический недостаток — краски рисунка получаются слишком яркие. Для придания матовости цветам ковров, их моют в специальных мойках за пределами Исфахана, так как из-за высокого содержания извести, исфаханская вода не пригодна для мойки ковров.

Чаще всего ковер из Исфахана можно узнать по характерным доминирующим карминовым, кремовым и синим орнаментам на бежевом поле (слоновая кость). Характерный карминовый или кремовый цвет присутствует в исфаханских коврах практически всегда.

В большинстве в исфаханских коврах используются 14 натуральных красок: бирюзовый, тёмно-синий, красный, бежевый, белый, нутовый, хаки, тёмно-зеленый, индиго, голубой, кофейный, бургунди, алый, светло серый.

Плотность исфаханских ковров

Персидские ковры из Исфахана отличаются высокой плотность узелков — свыше 40 радж. Радж (перс. ??) — показатель плотности ковра, отражающий количество узелков на единице площади изделия. Чем больше узелков завязано на квадратном метре ковра, тем они мельче, и тем тоньше и четче рисунок и плотнее ковер.

По формату встречаются не только прямоугольные, квадратные и круглые ковры, но также и восьмиугольники.

Важнейшими центрами ковроткачества провинции Исфахан являются города Голпайеган, Кашан, Наджафабад, Натанз, Самиром, Фалаварджан, Форидан, Хансар, Шахреза, Наин. Хотя персидские ковры из города Наин по праву выделяются в отдельную школу ковроткачества.

Наиболее известными исфаханскими ковроделами считаются Давари, Хакики (Дардашти), Мамури, Седдекияни — Мир-Джалали, Эмади, Федаи, Моини и Энтешари.

Поделитесь красотой с друзьями!

Просмотров: 1234 | Добавил: caught | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2014  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2025 Сделать бесплатный сайт с uCoz