Первое, что у большинства людей ассоциируется со словом Персия, - это ковёр. Персидский ковёр.
Ковры – неотъемлемая часть персидской культуры и истории. Иранские дети с младенчества ползают по коврам и играют на них, взрослые неспособны даже представить себе свой дом без ковров. Само искусство ковроткачества словно вплетено в души иранцев.
Если перейти к менее романтичным материям: с точки зрения экономики, 2 миллиона иранцев зарабатывают себе на хлеб благодаря прямой или косвенной связи с производством и продажей ковров.
Иран по праву гордится долгой историей своего ковроткачества. Старейший из известных нам ковров мира – Пазырыкский ковёр - был соткан около 2 500 тысяч лет назад, в Ахеменидскую эпоху. Плотность ковра составляет 49 узелков на кв. см., размер ковра: 200 х 183 см.
Ковёр нашла в 1949 году команда советских археологов под руководством Сергея Руденко в Алтайских горах в Сибири, и сейчас он выставлен в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
К числу других знаменитых ковров относится ковёр "Бахарестан", (что означает "Весенний ковёр"). Сасанидский шах, Хосров Ануширван, заказал его для главного приёмного зала королевского дворца Сасанидов в Ктесифоне (нынешний Ирак, в те времена – часть Ирана). Ковёр составлял 140 м в длину и 27 м в ширину.
При плетении использовались шёлковые, золотые, серебряные нити и редкие драгоценные камни. Ковёр изображал великолепный сад – "равный Райскому". Увы, в 637 г. н.э. арабы захватили Ктесифон – иранскую столицу. Во время разграбления города арабы разрезали роскошный ковер на небольшие куски и разделили их, как добычу. Теперь о великолепии этого ковра нам известно лишь по рассказам.
Ещё одни известные иранские ковры: "Ардебильские ковры", один из которых выставлен в музее Виктории и Альберта в Лондоне, а второй – в Музее искусства в Лос-Анджелесе. Их соткали во времена правления сефевидского шаха Тахмаспа I, в середине XVI в., вероятнее всего, в Тебризе.
Эти ковры считаются одними из лучших образцов классической персидской школы ковроткачества. Поначалу ковры находились в мечети Ардебиля в северо-западном Иране. Основа у них из шёлка, ворс – шерстяной, и в общей сложности каждый ковёр включает 26 миллионов узелков. Размеры ковра, сейчас находящегося в Лондоне, составляют 10,5 м х 5,3 м.
На ковры нанесена надпись: строки из газели персидского поэта-мистика Хафиза Ширази и подпись изготовителя.
Ниже мы представляем вам небольшое собрание ковров из разных уголков Ирана, ведь у ковроткачества каждой области есть свои, особые характеристики: используемые цвета, рисунки, размеры, орнаменты и т.п.
Картинки кликабельны.